Концерт-перформанс musicAeterna и Олега Жуковского "Сухие крылья" в Доме Радио 12 мая. Что это было? 👀
Отзыв Полины Бровкиной (фото автора):
"Танго в сумасшедшем доме"
Мне за этот вечер пришло в голову много строк и образов, и в том числе этот, из Шнитке. Но я начала не с начала.
К перформансу в Доме Радио мы не то чтобы привыкли (они всегда разные), но во всяком случае относимся с пониманием и некоторой готовностью. Но Олег Жуковский и его волшебная команда в этот вечер расширили границы "использования" его пространства (хотя раньше казалось "ну куда еще то?"). На этот раз действие началось прямо на Малой Садовой. И, что бросилось в глаза, так это то, как мгновенно подключились к происходящему прохожие (петербуржцев, не так то просто удивить и отвлечь от собственных дум, это правда). И какое на их лицах читалось разочарование, когда "процессию" поглотило нутро фойе.
Музыкальную программу вы посмотрите и послушаете, я же немного расскажу об образах, поскольку всё действие было о них. Вообще, описывать все это сложно, поскольку здесь, как во сне - пока ты внутри, ничего не кажется тебе противоестественным, как только ты "просыпаешься" - понимаешь что все было крайне странно. Темное фойе, заполненное людьми, дымка, длинный стол, покрытый черным сукном, на котором стоят кубки (сознание, конечно дорисовывает "Тайную вечере", которую, впрочем, Да Винчи изображал как раз за белым столом с блюдами на нем). Во главе две девушки в белых платьях (невесты? ладьи?), меняются местами с мужчинами, происходят какие-то движения, звуки. Тут голову посещает мысль - а что если сегодня мы послушаем и посмотрим на все с "изнаночной" стороны? Той, которая говорит картинками, а не словами?
В этот момент принимаю решение - не двигаться вслед за Олегом, а оставаться на месте) (оно оказывается верным). И через какое-то время он вновь появляется в поле зрения, уже с Владиславом Песиным и фонарем в руках, с помощью которого он открывает нам мир теней. Да-да, и этот мир теней он удивительный, поскольку именно наличие тени дает нам наиболее яркое ощущение света, его глубины. У тени нет ни конкретной формы, ни размера, ни лица, и только вы определяете степень необычности образа, который вам в ней привидится. И руки, и смычок Владислава превратились во что-то (для каждого свое) очень необычное.
Вообще вчера чувство времени пропало (хотя его течение по-прежнему ощущалось), поэтому какое-то время спустя Олег оказался на одной из ярко освещенных лестниц, ведущих к фойе ДР, и одними жестами позвал нас за собой. В воздухе "плавали" черные шары, усиливая сюрреалистичность происходящего, и я так и не поняла для себя, с чем могла бы их ассоциировать, а потому они остались неназванными. Пока происходила рассадка всех по местам "шарик" волшебства немного подсдулся, но мне повезло стать невольным свидетелем теплой встречи Олега с "хранительницей" Дома Радио, Никой Стрижак, и этот небольшой эпизод родил внутри твердое чувство того, что все, что сегодня происходит, для него - не игра, не спектакль, не концерт и не представление. Он вот такой, и он делится сегодня с нами своим видением музыки, тем, как он ее чувствует, что она в нем рождает. Это очень интимный процесс, и включенность каждого крайне важна. Граница "его-фантазера" и "его-человека", обнимающего друга, пришедшего сегодня в ДР, попросту отсутствует.
Программа, которая частично уже звучала 5 февраля (Дебюсси, Такэмицу, Губайдулина, Хиндемит), конечно звучит совершенно иначе, но одно остается правда неизменным - Владислав и Инна, конечно, никакие не "скрипач" и "пианистка", они большие артисты, чьи способности выражать собой музыку просто восхищают. Несомненно то, что происходит во время их исполнения помогает восприятию. И каждое произведение получилось особенным, не похожим на предыдущие, у меня не возникло "цельной" картинки, это больше было похоже на одеяло, сшитое из множества разных кусочков.
Не возьмусь "дешифровывать" их образы, это скорее что-то из области чувственного, но, возвращаясь к упомянутому в начале Шнитке, и его танго, могу сказать, что от всех действий у меняя возникло ощущение именно танца. Потому что это было "текуче", плавно, моментами страстно (моментами и может быть страшно)), и что очень важно - во взаимодействии друг с другом. Мы видели и танец с "призраком", и какие-то опять же невероятные танцы теней на стенах фойе, и танцы облаков, птиц, "волн" и света (пишу и вижу в голове эти образы, но понимаю, что когда вы будете читать, возможно сложится впечатление совершеннейшей "шизы")).
".. неведомый оркестр
играет жизнь - за кругом круг, по гамме,
Что там за дирижер и что за ткач
стоят за этим промыслом воздушным?
"Встречай он здесь повсюду тчк".."
Да, наверное так и есть отчасти. Все происходящее призвано вывести нас из равновесия и дать нам шанс словить его самим заново, балансируя как танцор у Софьи Губайдулиной, на канате. Ах да, опять о Шнитке - в его музыке тоже часто можно слышать удивительные гармонии наряду с какими-то совершенно "ломанными" звуками. Олег тоже запускал вчера в пространство Дома Радио самые разные звуки, обрывки фраз, стихи.
Завершилось все уже во второй студии, куда мы перешли из фойе, и там как-то почувствовалось, что пространство изменилось. Если можно так выразиться мы прошли через несколько комнат (как в Коньке-горбунке - молоко, кипяток, вода)), и оказались совершенно другими. Пока мы рассаживались на полу, Олег наигрывал что-то на фортепиано, читал совершенно абсурдные, и тем самым прекрасные, стихи явно собственного сочинения (вроде "где-то на белом свете, там где всегда жара")), хитро поглядывал нам в глаза, шутил и улыбался, благодарил своих учителей - "Леночку Блаватскую, Джорджа Гурджиева, индейского шамана Дона Хуана". Первый раз за вечер мы смеялись, и это было такое приятное, детское, естественное чувство. В конце концов мы же вроде как во сне, в чьей-то голове, просто слушаем музыку? :)
На последнем произведении актеры открыли черные шторы, которые всегда плотно закрыты, и через эти трехметровые окна к нам "на огонек" зашел вечерний Питер (в этот момент проскакивает шальная мысль, о том, что прямо напротив вообще-то находится комитет по здравоохранению СПб, и в этом тоже есть какая-то ирония). Олег удивительно работает с публикой, с нами, и спустя каких-то два часа от начала, берет в руки две длинные палочки, с привязанными к концам кусочками бумаги, но почему-то мы все сразу понимаем, что никакие это не кусочки бумаги, а настоящие бабочки, садящиеся прямо на плечи :) А артисты, постепенно покидающие зал - то ли шахматные фигуры, то ли капли воды, стекающие по стеклу, то ли еще кто-то... Передо мной сидит девочка, лет 5-8, и в какой-то момент отвлекается от происходящего на "сцене", и просто начинает двигать рукой в потоках света, исходящего от лампы, играть пальцами в такт музыке, а я понимаю - она не просто поняла, а сразу же применила, вот так легко. Можем ли мы так же?
Казалось бы всего этого уже довольно для того, чтобы понять - не зря пришли, о да, точно не зря. Но мы выходим во внутренний двор Дома Радио, а волшебство и не думает кончаться :) С неба летят листы бумаги, может снежинки, а может лепестки цветов, откуда-то сверху льются голоса musicAeterna 4, пространство и не думает снова становиться обычным хмурым питерским двором-колодцем, а Олег машет нам на прощание рукой.
Постскриптум (вместо объяснения "почему сухие крылья"):
"... Так гадает на ромашке –
быть-не-быть – мальчишка, полюбив.
так воображает мир и машет
крыльями, приветствуя прилив,
самый первый свой, детеныш чайки,
гордо ковыляя по камням…
Бог – ребенок, он души не чает,
в том, что сотворил с любовью сам –
если настоящий, сокровенный,
только твой он… Видишь – там, в ночи
Бог сидит в песочнице Вселенной
и беспечно лепит куличи…"
Санкт-Петербург, 12 мая 2021 г.